ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность
средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи
информации для достижения цели управления. В современных условиях основным
техническим средством обработки информации является персональный компьютер.
Большинство современных информационных систем преобразуют не информацию, а
данные. Поэтому часто их называют системами обработки данных.
По степени
механизации процедур преобразования информации системы обработки данных делятся
на системы ручной обработки, механизированные, автоматизированные и системы
автоматической обработки данных.
Важнейшими принципами
построения эффективных информационных систем являются следующие.
Принцип интеграции, заключающийся в том, что обрабатываемые
данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения
большого числа задач.
Принцип системности, заключающийся в обработке данных в
различных аспектах, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений
на всех уровнях управления.
Принцип комплексности, заключающийся в механизации и
автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования
информационной системы.
Информационные
системы также классифицируются:
- по функциональному
назначению: производственные, коммерческие, финансовые, маркетинговые и др.;
- по объектам
управления: информационные системы автоматизированного проектирования,
управления технологическими процессами, управления предприятием (офисом,
фирмой, корпорацией, организацией) и т. п.;
- по характеру
использования результатной информации: информационно-поисковые, предназначенные
для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя;
информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации
для принятия решений (системы поддержки принятия решений);
информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно
участвует в формировании управляющих воздействий.
Структуру
информационных систем составляет совокупность отдельных ее частей, называемых
подсистемами.
Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели,
методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных
подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования
информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта,
управления.
В состав
обеспечивающих подсистем обычно входят:
- информационное
обеспечение — методы и средства построения информационной базы системы,
включающее системы классификации и кодирования информации, унифицированные
системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания
баз данных;
- техническое
обеспечение — комплекс технических средств, задействованных в технологическом
процессе преобразования информации в системе. В первую очередь это
вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи
данных;
- программное
обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения,
необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее
эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям
наибольшие удобства в работе;
- математическое
обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов
обработки информации, используемых в системе;
- лингвистическое
обеспечение — совокупность языковых средств, используемых в системе с целью
повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной.
Организационные подсистемы по существу относятся также к
обеспечивающим подсистемам, но направлены в первую очередь на обеспечение
эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно. К ним
относятся:
- кадровое обеспечение
— состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное
расписание и функциональные .обязанности;
- эргономическое
обеспечение — совокупность методов и средств, используемых при разработке и
функционировании информационной системы, создающих оптимальные условия для
деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы;
- правовое обеспечение
— совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование
информационной системы, порядок получения, преобразования и использования
информации;
- организационное
обеспечение — комплекс решений, регламентирующих процессы создания и
функционирования как системы в целом, так и ее персонала.
|